Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья Загрузка

СТАРАЯ ВЕРА КАЗАКОВ

Опубликовано От Пресс Служба

➡Вятское Региональное отделение СКВРиЗ

▪Продолжаем рубрику опубликованных материалов с упоминанием , где Ермак Тимофеевич начал покорять Сибирь набирая Казаков с Вятской земли.

📌СТАРАЯ ВЕРА КАЗАКОВ
“Говоря о новгородских казаках, нельзя не упомянуть о хлыновцах. В 1174 году отважные новгородские казаки повольники, или ушкуйники, или самовластцы, пришли на реку Вятку и построили град Хлынов и начали общежительствовать самовластно.​ Из Хлынова (ныне город Вятка) предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году, за Уральский хребет на берега реки Оби. Предводители этих ватаг именовались ватманами. Основанные повольниками общины по примеру Новгорода управлялись Кругом – вечем, где каждый повольник имел равный голос со всеми. Имел город Хлынов и свой вечевой колокол. После разгрома Хлынова в 1489 году Иваном III большая часть его граждан, жаждавших независимости, ушла на Северную Двину, на Каму и вниз по Волге, где обосновались казаки-хлыновцы в районе Жигулёвских гор.
Общность новгородских казаков, включая хлыновских ушкуйников, имеет очень много сходств с донскими.
Так, например, духовенство Хлынова, избираемое вечем, как и донское Духовенство, избираемое кругом, было совершенно Независимым ни от Москвы, ни от Новгорода. Московский митрополит Геронтий, современник Ивана III. писал в 1471 году, что он не знает даже, кто там духовенство и где оно рукополагается. Эта особенность духовной жизни народа – выдвижение из своей среды достойных кандидатов в священники, свойственна лишь новгородцам и хлыновцам, донцам, уральцам и терцам”. (Андрей Бартенев)

▪Е. П. Савельев “История Дона и Донского казачества”.
“Еще в 1181 году эти отважные купцы-воины основали на р. Вятке свой укрепленный стан, город Хлынов (переименованный в конце XVIII в. в Вятку), и оттуда уже стали предпринимать походы вниз по Волге.
Хлыновская община управлялась, как и Новгород, вечем, во главе которого стояли избранные народом “атаманы”. Община эта была сильнейшею на всем северо-востоке России; жители ее пахали землю и сеяли хлеб, торговали с другими новгородскими и московскими областями, с казанскими татарами, волжскими и камскими болгарами, действуя где мирным путем, а где огнем и мечом. К концу XV в. эти отважные купцы-воины сделались страшными по всему Поволжью не только для татар, но и для русских.
По свержении татарского ига (в 1480г.), Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 г. Хлынов был разгромлен и присоединен к Москве. Главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах отправлены в Москву и там казнены. Жители и купцы переселены в разные города московского княжества. Но самый беспокойный и свободолюбивый элемент Хлынова не схотел покориться Москве и рассеялся по северу и востоку России. Большая часть этих удальцов с женами и детьми двинулась вниз по Волге и укрылась в Жигулях. В первой половине XVI ст. эта удалая вольница с Волги перешла волоком на р.р. Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом, при появлении в низовьях Дона азовского, белгородского и запорожского казачества, расселилась по этой реке вплоть до Азова”.
“Хлыновцы – загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления.
На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что “…в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят…” Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным (летописи об Ермаке), атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. (Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.)
▪1609 г. Смутное время. В послании вятского воеводы кн. Ухтомского к пермичам о помощи так изображаются бедствия Котельнича: “государевы изменники воры, вятские казаки, которые были под Свияжском, собрався с чебоксарскими и козмодемьянскими, и шанчуринскими и с царегородскими и яранскими стрельцы и со всякими с русскими воры, и с луговою черемисою со многими людьми, и пришед из Яранска к Вятке, Котельнич городок взяли и церкви Божии осквернили, и образы одрав покололи, и сотника стрелецкого Захара Попова на кол посадили, и многих людей побили, а жен и детей позорят, а крестьян до основания разоряют: сели в Котельниче, а из Котельнича во все городки пишут воровствам всяческим, чтоб им всю Вятскую землю прельстить и к вору привесть”.​
▪Впервые слово “Ватаман” встречается в договоре Новгорода с великим князем, датированным 1279 г. (Акты Великого Новгорода и Пскова), – как глава промысловой ватаги в Поморье. Само же слово в первоначальном значении означает – старший над пастухами, гуртоправ. Не исключено его изначально готское происхождение. Слово Ватага – очень близко по звучанию к слову Вятка. Это варианты одного и того же изначального понятия – некий “боевой строй”.
▪В Приуралье на верхней Каме находились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель.Летописное упоминание за 1578 год, что в составе Волгского казачьего Войска появился Вятский отдел (сотня), которую возглавлял будущий покоритель Сибири Атаман Ермак Тимофеевич. Его отряд базировался в Вятском имении купцов Строгановых городке Кае
(Вятская губерния) и ему было придано “…200 вольных мастеровых из Слободского уезда.”.
Купцы Строгановы пригласили атамана Ермака (Василия Тимофеевича Аленина, ) с дружиной для защиты от набегов сибирского хана Кучума, Большой наемный казачий отряд во главе с Ермаком двинулся на восток.
Бытует мнение, что Ермак отправился самовольно, перед этим разгромив имение Строгановых и захватив всякое добро.
Перевалив Уральский хребет вдоль реки Чусовой, пошли вниз по реке Тагилу, добрались до реки Туры, где произошло первое сражение с татарскими князьями, закончившееся победой Ермака, Возле урочища Караульный Яр Ермак победил татар благодаря хитрости. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и неожиданно обрушился с тыла на врага. Заметим, эта военная хитрость схожа с описанной в Вятском предании в эпизоде о взятии Чудского городка новгородцами.
Историк
Устинов Борис Геннадьевич