Понедельник, 00:18
Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов
Главная / Рождество встречаем, Христа славим – «Рождественские встречи с Казаками – 2018» в Праге

Рождество встречаем, Христа славим – «Рождественские встречи с Казаками – 2018» в Праге

16.01.2018 17:36
Рождество встречаем, Христа славим – «Рождественские встречи с Казаками – 2018» в Праге

В 2016 году в Чехии стартовал новый проект Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии «Рождественские встречи с Казаками».

Основной задачей проекта – это максимально донести для слушателя культуру и традиции Православного Казачьего народа через фольклор, исполнение казачьей песни. Провести праздничное выступление так, чтобы максимально привлечь гостей к совместному исполнению песен, окунуться в самобытность Казачества и традиции празднования Рождественских праздников.

Премьера проекта состоялась 13 января 2016 года в Хрустальном зале Российского Центра Науки и Культуры (РЦНК) в Праге, праздничный концерт «Рождественские встречи с Казаками», был приуроченный к празднику Рождества Христова. Мероприятие подготовлено и проведено Всеказачьим союзом Чешских земель и Словакии при поддержке Представительства Россотрудничества в Чехии.

В этом году, мероприятие проходило по благословению Архиепископа Пражского и Чешских земель Владыки Михаила и при поддержке Дома Национальных меньшинств в Праге.

Первое мероприятие прошло в Кафедральном Храме Православной Церкви Чешских земель и Словакии св.Кирилла и Мефодия в Праге 7 января 2018 года. Благотворительное мероприятие проходило в праздничной атмосфере Православного прославления Рождения Христова.

Перед гостями и участниками с приветственными словами выступили отец настоятель протоиерей Вацлав (Ежек) и атаман ВСЧзС Михаил Дзюба. Фольклорный ансамбль ВСЧзС «Казаки Влтавы», учитывая формат выступления, исполнили многочисленным слушателям Рождественские колядки, известные казачьи песни на русском, украинском и чешском языках. Добровольные сборы от мероприятия были собраны на нужды Православного прихода. Православные прихожане и гости мероприятия благодарили Казаков ВСЧзС за проведенное мероприятие и продолжили свое общение после Благотворительного концерта.

Всеказачий Союз Чешских земель и Словакии продолжил свое мероприятие «Рождественские встречи сКазаками - 2018» в пятницу 12 января 2018 года в Доме Национальных меньшинств в Праге.

Перед концертом атаман Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии Михаил Дзюба, зам. директора ДНМ пани Ева Поддана и представитель русского национального меньшинства при Правительстве Чехии, потомственный Донской Казак Алексей Келин поздравили гостей с наступившим Новым годом, Рождеством Христовым и пожелал счастья в каждом доме и мирного неба над головой.

На этом мероприятии выступили гости из России, (г.Тюмени) семейный фольклорный ансамбль «Балалайка», которые представили сценки с Казачьими песнями. Кроме того, перед их выступлением, на экране перед гостями, прозвучало видеообращение к Казакам ВСЧзС от Почетного атамана Ямала Ненецкого Автономного Округа Зайцева Геннадия Степановича.

Представитель «Славянской Унии» Роберто Ламбино исполнил Рождественские коляды и песни на сербском, болгарском и хорватском языках.

Фольклорный ансамбль «Казаки Влтавы» под управлением лауреата международных конкурсов подьесаула Виктора Бычка исполнил хорошо известные народные Казачьи песни, так же прозвучали Рождественские коляды на русском, украинском и чешском языках.

После праздничного концерта участники мероприятия перешли в кафетерий Дома Национальных Меньшинств в Праге, где в неформальной обстановке продолжили празднование Рождества Христова. Стол с угощениями был заставлен яствами приготовленными руками Казаков и Казачек Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии. Особенно хотелось бы отметить активное участие в проведении «Рождественских встреч с Казаками - 2018» Ирену Дзюбову, Елену Туранину, Надежду Петренко.

Для дополнительной информации из источников интернета:

«…Рождество Христово было у кубанских казаков самым значимым из всех зимних праздников.

К Рождеству, которым оканчивался строгий филипповский пост, готовились загодя, не торопясь. Собирали снедь на рождественское застолье. Считали наши предки, что праздничный стол всему свету покажет, каков достаток в доме хозяина.

По традиции резали к празднику кабана или барашка, гусей да индеек, варили холодец, колбасы делали, пекли пироги с мясом да фруктами.

Святки — 12 святых дней между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) установлены православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества, церковь начала с древних времен.

В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова «кумир», называющего изображение языческого божества). Нельзя было работать, особенно после наступления темноты.

Так или иначе, но святость этих дней во многих областях и краях нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника Коляды — поклонения природе.

Колядки, как и Святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это было время начала новой жизни, обновления природы, граница между старым и новым хозяйственными годами. Люди радовались повороту к лету, к теплу, к плодородию и веселью. «На коляду дня прибыло на куриную ступню», — повторяли в народе.

Коляду историк Н. М. Карамзин назвал славянским мифологическим персонажем, связанным с началом весеннего солнечного цикла, «богом торжества и мира». Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье — счастье, чтобы жизнь продолжалась, повторяя цикл за циклом. Об этом пелось и в колядных песнях:

… А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством…

Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, подвязывала льняные бороды, рядилась в шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на «кобылу» сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой.

Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Ряженые врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

Коляда, моляда,

Уродилась коляда!

Кто подает пирога —

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни копейки —

Завалим лазейки,

Кто не дает лепешки —

Завалим окошки,

Кто не дает пирога —

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба —

Уведем деда,

Кто не даст ветчины —

Тем расколем чугуны!

С церковными традициями святости 12 дней между Рождеством и Крещением это веселое действо не слишком гармонировало.

В единстве противоположностей

Самый чудесный праздник родился, как это часто бывает, в соединении несоединимого.

После безуспешных попыток искоренить Коляду христианская церковь приняла мудрое решение включить ее в святки, приспособив игры и обряды Коляды к славлению Христа и «хождению со звездой».

В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, и праздник Рождества. Тексты для колядных песен стали сочинять священнослужители — так появились книжные колядки-канты.

Постепенно святки стали воплощением языческих и христианских верований — самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на Святки в страшные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому Святки было принято проводить не только весело, но и в любви, согласии с близкими. Родственники ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

На святки самая строгая мать, отмечает историк С. В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила», не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда на посиделках заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают «слушать» под окнами и гадать в поле.

В святые вечера гаданиями и магическими обрядами, способными в какой-то мере предопределить будущее, занималась не только молодежь. К примеру, женщины в эти дни мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей, птиц.

Девушки обычно наряжались в чужие одежды и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так веселили и дурачили они жителей соседних хуторов и станиц, когда приходили к ним в гости.

На Святках совершали разные «очистительные» обряды: окуривали дом и окропляли его водой, выбрасывали на улицу мусор, чтобы вместе с ним выбросить и нечистую силу, если она успела пробраться в жилище.

Думается, древние обычаи предков могли бы помочь и нам, потомкам, сделать свой дом богатым, а жизнь — счастливой.

В народе говорят: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их — и древо погибнет». Элементы древней Коляды и церковные рождественские традиции, соединившись вместе, сделали нас наследниками удивительного праздника. А наша задача — не дать традициям угаснуть, передать их детям, чтобы те донесли их до своих детей, а те — до своих. Чтобы жизнь продолжалась и каждый раз кто-то юный и чистый накануне Рождества верил в чудо…»

Внимание! Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Зарубежные | Просмотров: 213 | Добавил: Николай | Теги: Михаил Дзюба, Святки, ВСЧзС, СКВРиЗ, традиции казаков, Чехия, рождество, казаки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar